WWW.ANARH.RU



ДА И ДАЧА У НЕГО

Симптоматичен "летний" клип Кока-Колы про то, как ребята с девчонками (двое надвое, ничего лишнего - кватерность в таких сюжетах вообще крайне важна как доказательство нормальности) едут на какой-то "трофейной" машине цвета кокакольных этикеток к "Лёхе на дачу" и останавливаются в незнакомом ("как здесь красиво!") месте, чтобы искупаться, позагорать и выпить любимого напитка, заботливо уложенного в лёд. Место это оказывается не простым, оно постепенно открывает молодым людям знание о том, что все в их жизни, включая личную идентификацию, не является надежным.
Именно на берегу, после купания в озере, которого они "в прошлом году не видели", в их сознании активизируется дремавшая до этого момента мутация: "да и дача у него в Ванино, а в Васино". На этом ролик Кока-Колы обрывается, но от себя мы можем продолжить этот ряд. "Да и Лёха нам не такой уж и друг. Да и девки эти не те, что должны быть с нами. Да и ребята какие-то не знакомые. Да и тачка эта неизвестно чья. Да и сами мы неизвестно кто".
Холодная кока-кола выступает в сюжете как волшебный алкоголь, стимулятор реакции, быстро эмансипирующей сознание. Сознание расстается с прежними пределами, погружается в нуминоз, как сказал бы доктор Юнг, и вот уже четверо героев, подобно персонажам Дэвида Линча, переживают "ртутную" текучую непрерывную деперсонификацию, диссолюцию своей ветхой самости, они перестают быть кем-то конкретным ради того, чтобы стать открытыми дверьми, паролями, каналами связи для следующих, тех, кто приедет сюда и остановится в "красивом месте" вслед за ними. Именно поэтому на близком к дачам "озере" и было столь безлюдно не смотря на жару. Здесь никого не может быть по определению. Остановившийся тут перестает быть собой, чтобы стать кем, кем может быть человек в пределе, т.е. перестав быть человеком, но не перестав быть. Игривым и непонятным для ветхих личностей пузырьком волшебного алкоголя. Логичным финалом ролика было бы: четверо больше не знакомых друг с другом людей берутся за руки и медленно, не имея выражения на лицах, вступают в воду. Сладкую, пенящуюся воду, приобретающую цвет и вкус Кока-Колы. Они уходят туда, в озеро-психоид, чтобы стать духами этого места, духами-охотниками, питающимися человеческими самостями как спелыми и готовыми упасть плодами, они не первые и не последние, кто превратится в прекрасных и хищных духов этого дивного места. Для синхронности стоит показать и Лехину дачу: анархистскую вечеринку молодежи, критично настроенной к буржуазной цивлилизации и ее культуре -- кастрирующей, культивирующей "неповторимые личности", неповторимость которых сродни неповторимости рубцов от секатора. Все идеальное совпадает и только искаженное, несвободное, сломанное различается, порождая "парад форм". Вечеринка анархистов у Лехи на даче хороша еще и тем, что подобные сообщества, незапланированные индустрией организованной жизни, и есть тот единственно возможный в так называемой "реальности" путь к диссолюции и преодолению "собственных", отведенных системой, пределов, на который намекается в рекламе. Утонувшие в "незнакомом" озере не доехали, потому что достигли человеческой цели еще по дороге. Только пить у Лехи на даче должны уже не Коку, а Пепси. Хотите понять почему, дочитайте этот текст до конца.
Вообще, доснимать "пустоты" в понравившихся фильмах, заполнять лагуны при помощи видеокамеры и простейшего пульта, делать свои продолжения и альтернативные версии модных клипов и популярных роликов - очень революционное занятие, воспитывающие привычку к творческому присвоению, субъективной ассимиляции любого, даже самого размудацкого, информ.продукта. Общество спектакля отчуждает нас друг от друга и от смысла нашего сообщества, заставляя идентифицировать себя с экранными героями и сопереживать тому, что снимается в его павильонах. Акции творческого присвоения навязываемой продукции, индивидуализация и привнесение незапланированного смысла в рассчитанный на миллионы и заранее запланированный реклам-мейкерами контекст воспитывают настоящего анархиста и автора в обществе послушных закону двуногих зомби и потребителей.
Возвращаясь к Кока-Коле. В отличие от Пепси, иногда поддерживающей левых и идущей наперекор консервативным элитам ради заигрывания с миллионами "простых людей", Кока всегда эксплуатировала "элитарный", "правый" и даже "религиозный" имидж. Таким образом, если в пределе Пепси-Линия это "левый экстремизм" - фрейдомарксизм, ситуационизм, красные бригады, панк, автономия, забастовка, социальная эмансипация от системы. То утрированный Кока-Проект будет выглядеть как "правый реваншизм", скинхеды, "ой", погромы, имперский штурм и в конечном счете традиционализм т.е. культ доисторического, деперсонифицированного времени "еще до наступления Кали-Юги". Это несколько проясняет мировоззренческий подтекст сюжетов обеих крупнейших корпораций.

Алексей Цветков

Rambler's Top100