WWW.ANARH.RU



Московский конгресс САТ

15-23 июля в Москве прошел 73-й конгресс САТ. Для России это событие совершенно неординарное, несколько лет назад оно было бы совершенно невозможным. Что же такое САТ и в чем значение этого события?
САТ - это Всемирная вненациональная ассоциация (SAT - Sennacieca Asocio Tutmonda). Это организация рабочих-эсперантистов, которая имеет богатую историю и, несомненно, сыграет значительную роль в будущем. B 1910 г. инициатор Эсперанто Лазарь Заменгоф писал: "Возможно, ни для кого во всем мире наш демократический язык не имеет такого значения, как для рабочих и я надеюсь, раньше или позже, но рабочие станут самой сильной опорой нашего дела. Рабочие не только испытают пользу Эсперанто, но они также и больше других почувствуют суть и идею эсперантизма".
Рабочие Эсперанто-клубы стали появляться уже в 1900-е гг. В 1910 г. появилась первая международная организация "Liberiga Stelo" ("Звезда освобождения"). После первой мировой войны сложились предпосылки формирования полностью самостоятельного рабочего Эсперанто-движения.
На 13-м Всемирном Эсперанто-конгрессе, проходившем в Праге в 1921 г., состоялось собрание 79 представителей рабочего Эсперанто-движения из 15 стран, основавших САТ. Основным инициатором создания САТ стал французский эсперантист Эжен Адам, известный более под псевдонимом Эугено Ланти (1879-1947).
По своей структуре САТ является не союзом национальных и местных организаций, а организацией индивидуальных членов на вненациональной основе - отсюда ее название. Наиболее важные вопросы ассоциации решаются на референдумах всех членов; текущими административными вопросами занимается Исполнительный комитет, все члены которого для удобства работы избираются из членов САТ, живущих в одном городе, если в этом городе живет достаточное количество членов ассоциации (сейчас это Париж).
САТ, в отличие от большинства других международных организаций эсперантистов, не является политически-нейтральной ассоциацией. Хотя она и не придерживается какой-либо конкретной политической идеологии (наоборот, членство в САТ позволяет свободно обмениваться мнениями с представителями других партий и движений разных стран), но при этом всегда поддерживает ту политику, которая отвечает интересам трудящихся, направлена на защиту прав человека и т. п. Например, САТ активно сотрудничает с Международной амнистией, всегда выступает за всеобщую и безусловную отмену смертной казни, и т.п..
Чтобы не было неправильных интерпретаций, необходимо уточнить, что под рабочими в САТ понимаются все те, кто должен продавать свой физический или умственный труд для того чтобы поддерживать свою жизнь и жизнь своей семьи, т. е. люди наемного труда: как шахтеры, так и учителя, как заводские рабочие, так и инженеры. Естественно, работники-совладельцы кооперативов и частные ремесленники, живущие преимущественно за счет своего труда, также рассматриваются как рабочие.
САТ не ставит перед собой цель распространения Эсперанто, но является просветительской, социально-образовательной, дискуссионной ассоциацией для своих членов, основанной на принципах взаимопомощи и использующей для выполнения своих целей этот единственный вненациональный язык. Среди прочего, САТ призван устанавливать посредством Эсперанто связи между представителями различный рабочих организаций (партийных, профсоюзных и т. п.) разных стран.
Естественно, однако, что САТ не может не интересоваться судьбой, развитием и распространением единственного своего рабочего языка. Однако этим занимаются сотрудничающие с ней на основе специального соглашения национальные рабочие Эсперанто-ассоциации. В нашей стране такая ассоциация, пока еще малочисленная, появилась в 1997 г., и носит название ПРЭМ (PREM - Popola Rusia Esperanto-Movado).
Образование САТ было первым, и на сегодняшний день единственным реальным шагом в реализации принципа пролетарского интернационализма, т. к. все другие международные рабочие организации всегда были фикцией, т. к. не имели общего языка и не давали возможности рабочим разных стран на равных общаться. Для людей труда Эсперанто является единственным доступным языком, который действительно можно изучить, и призывы к рабочим изучать иностранные языки (которые, в частности, озвучивались коммунистами) всегда были и остаются демагогией.
Членами САТ являются люди с разными общественно-политическими взглядами, т. е. люди с разными идеями. Поэтому в САТ не принято обычное эсперантистское обращение "единомышленник" (samideano). Не принято также и обращение "господин" (sinjoro) - господ в САТ нет, зато между всеми существуют товарищеские отношения, и люди называют друг друга "товарищ" (kamarado).
САТ выпускает ежемесячник "Sennaciulo" ("Вненационалист") и ежегодник "Sennacieca Revuo" ("Вненациональный журнал"), признанный в эсперантистском сообществе как самый высококачественный культурный журнал. Раз в два года члены САТ получают список адресов членов ассоциации - "SAT-adresaro". Время от времени ассоциация издает на Эсперанто книги, в том числе самые полные и популярные среди эсперантистов словари ("Plena vortaro" и "Plena ilustrita vortaro"), а также художественную литературу (среди последних изданий можно отметить, например, перевод "Постороннего" А. Камю). При САТ действует также служба, издающая дешевым способом брошюры по социально-политическим вопросам, о проблемах Эсперанто-движения, а также беллетристику. Другая служба при САТ - "Amikeca Reto" - "Дружеская связь" - публикует адреса тех эсперантистов, которые готовы принять у себя в своем городе иностранных товаришей.
САТ проводит ежегодные конгрессы, на которых обсуждаются вопросы текущей жизни ассоциации в целом и ее фракций, наиболее острые вопросы положения трудящихся в мире; на конгрессах происходит знакомство с политической ситуацией в той стране, в которой проходит конгресс, осуществляется богатая культурная и экскурсионная программа. Конгресс принимает декларацию, которая, однако, считается мнением не всей САТ, но лишь участников конгресса.
В САТ сосуществуют и дискутируют в товарищеской обстановке социал-демократы с зелеными, лейбористы с анархо-синдикалистами, и т. д. Однако отдельные группы членов САТ с одинаковыми взглядами и общими целями объединяются во фракции. Это социалистическая, профсоюзная, либертарная (анархическая), экологическая, безнационалисткая и другие фракции. Многие фракции имеют свои печатные органы, и все имеют право сообщать о своей деятельности на страницах "Sennaciulo". Никакой дискриминации в отношении тех или иных фракций и мировоззрений нет (если ее члены не начинают вести себя вызывающе по отношению к представителям других фракций), однако до сих пор остается довольно настороженное отношение к коммунистам.
Дело в том, что СЭСР (Союз эсперантистов советских республик), созданный в том же 1921-м году, что и САТ, считался поначалу национальной рабочей Эсперанто-ассоциацией, и сотрудничал с САТ. Его создатель и руководитель Эрнст Дрезен даже претендовал на ведущую роль в САТ, конкурируя с Э. Ланти. Сначала тесное взаимодействие САТ с СЭСР было весьма продуктивным (так, в Советском Союзе проживало значительное количество членов ассоциации, многие книги САТ печатались в Советском Союзе, в 1926 г. конгресс САТ прошел в Ленинграде), хотя проницательному Ланти, посетившему Москву в 1922 г., далеко не все понравилось в большевистском режиме. К 1926 г. он уже окончательно понял, что большевики отнюдь не представляют интересов рабочих и крестьян. Однако до конца 20-х гг. коммунистические партии еще воспринимались как рабочие. Во второй половине 20-х гг. со стороны Дрезена и других руководителей СЭСР стали все более явно звучать претензии на гегемонию коммунистической фракции в САТ, также как коммунисты начали претендовать на гегемонию в рабочем движении в целом. Ассоциация, однако, оказала серьезное противодействие, и сумела сохранить свой надпартийный характер. К 1930 г. противоречия между коммунистами и САТ стали столь велики, что коммунисты откололись от САТ и создали свою отдельную организацию. САТ же был объявлен оппортунистической, антисоветской, троцкистской и т. д. организацией. Это, впрочем, не спасло организаторов раскола: во второй половине 30-х гг. все советское Эсперанто-движение было разгромлено, причем именно коммунисты пострадали больше всех. Дрезен был расстрелян.
Раскол тяжело сказался для САТ. Не говоря о его моральном значении, были потеряны значительные средства ассоциации, находившиеся в СССР, и огромное количество членов не только в Советском Союзе, но и коммунистов из разных стран. Но ассоциация выжила, и продолжала свою деятельность по использованию Эсперанто в международном рабочем движении. В чем-то без провокационного участия коммунистов это стало делать даже легче.
Однако и после возобновления Эсперанто-движения в СССР в 50-е гг. САТ осталась под запретом. Нейтральная УЭА воспринималась спокойно, советские эсперантисты ездили на Всемирные Конгрессы, а вот быть членом САТ было чревато неприятностями до 1988 г., поскольку он продолжал считаться антисоветской и антикоммунистической организацией!
Впрочем, справедливо. Еще в 1934 г. Ланти опубликовал книгу "Действительно ли в Советском Союзе строится социализм?", где на большом количестве фактического материала, частично с риском для жизни присланного его советскими корреспондентами, он доказал, что возникший в СССР строй не отвечает интересам рабочих, и вообще никакой не социализм, а разновидность того, что тогда в Италии называлось фашизмом, а в Германии - национал-социализмом. САТ и потом всегда критически относилась к "реальному социализму" и состоянию прав трудящихся в Советском Союзе и других "социалистических" странах. Конечно, организация, не стеснявшаяся печатать правдивые книги об СССР, не могла не вызывать жуткое раздражение у советских руководителей!
Во время перестройки, с 1988 г., в САТ вступили очень многие советские эсперантисты. На территории бывшего СССР прошли три конгресса ассоциации: в 1992 г. в Каунасе, в 1996 г. в Петербурге, и в 1998 г. в Одессе. И вот, наконец, 73-й конгресс ассоциации прошел в Москве.
К сожалению, в этом году значительно выросли трудности в проведении общественными объединениями международных мероприятий: стало трудно оформлять визовые приглашения, с рядом стран, в которых его раньше не было, установлен визовый режим въезда, усложнились требования к регистрации приезжих... Поэтому в конгрессе приняло участие только 125 человек из 14 стран - вдвое меньше, чем обычно. Однако они смогли не только заняться делами ассоциации и посмотреть обычные туристические достопримечательностями Москвы, но и познакомиться с жизнью рабочих России: они посетили автозавод им. Лихачева, встретились с представителями профсоюзных организаций и левых партий, известными правозащитниками. Конгресс проходил в аудиториях Московского государственного индустриального университета, что дало возможность увидеть, как живут и учатся российские студенты, как готовят специалистов для промышленности. Поэтому для тех активистов, которые приняли участие в конгрессе, эта неделя, проведенная в Москве, дала для понимания положения в нашей стране больше, чем месяц туристического вояжа. И для тех тысяч эсперантистов, которые приехать не смогли, отчет о конгрессе в "Sennaciulo" расскажет о реальном состоянии дел и тенденциях развития больше, чем скрупулезное изучение обычной прессы. Поэтому проведение конгресса САТ в Москве в это тревожное для России время внесет свой, пусть скромный, вклад в международную рабочую солидарность, в истинное интернациональное противостоянье растущему произволу и авторитарным тенденциям.

Н. Л. ГУДСКОВ,
посредник САТ в России,
член Правления Общероссийского политического общественного движения
"Новые левые"

Rambler's Top100