WWW.ANARH.RU



Не с кем? Ни с кем! - Против всех партий!!!
(Антиллектуальный манифест)

Общие положения
1. Задача - создать прецендент. От одного локального прецендента к следующему более массовому и более глубинному и так вплоть до полной смены социальных отношений - такова стратегия современного сопротивления.

2. Нет необходимости захватывать наличные механизмы власти, их репрессивная структура трансформирует и поглотит любые альтернативные проекты, нужно создавать свои органы управления и распределения, побуждая внешние структуры к изменению.

3. Исторический авангард и современное искусство являются альтернативным политическим проектом. Творчество революционно само по себе, даже непреднамеренно, реализуясь исходя из своей внутренней логики. Ситуационисты указывали:
"Художественные движения представляют собой лишь осколки взрыва, никогда не свершившегося, но грозившего и грозящего структурам власти." Основная задача выявить эти возможности взрыва.

4. Новейшее искусство выходящее в открытый политический и социальный контекст не ставит своей целью внедрение в парламент и воздействие на социальность легитимными, конвенциональными политическими методами, наоборот оно пытается выбросить любую политическую партию из зоны легитимности и именно таким образом трансформировать социальность. Пусть в Кремле заседают маргиналы!

5. Основа современной власти не те или иные реакционные партии находящиеся у власти и, даже, не "победившая" во всем мире идеология либерализма, а практика выбора, которая преподносится нам как единственная подлинная свобода. На самом деле именно выбор - есть ограничение свободы.

6. Нет более абсурдного словосочетания чем "свобода выбора". Потому что именно выбор не предполагает свободы. Нет большего рабства чем ограничение фантазии, а выбор выполняет именно эту функцию. Именно поэтому порой важно не то что делается, а то, что не делается. Вот эта область неделания, если ее увидить, проанализировать может помочь нам выскочить из репрессивного выбора, который всякий раз нам подбрасывает власть.

7. Но в социологическом смысле настоящего выбора мы лишились именно с распадом социалистического блока. Тот же мерзейший политический выбор между НАТО и Милошевичем первый раз проигрался с нами в январе 1991 года. Ведь выбор между НАТО и Хусейном - это тоже самое! Никто, я подчеркиваю, никто из интеллектуалов не смог адекватно отреагировать на этот вызов. Самое максимально, на что они сподобились (и это лучшие мозги Хомский, Бурдье!) - это констатировать, что все скоты и сволочи, но никто не транслировал метод, позицию, которую мы могли бы в данном случае занять. Так вот если мы внимательно проанализируем что же эта власть не делает - это и будет нашим ответом. Другими словами на идиотские вопросы никогда не надо отвечать - этим ты только увеличиваешь меру идиотизма, которая уже достигла грандиозных размеров - надо задавать свои вопросы и вытеснять ими задаваемые.

8. Первым зафиксированным в истории прецедентом отказа от выбора были переговоры в Бресте о мире с Германией в 1917 году. Они стали вершиной политической биографии Троцкого и всей Октябрьской революции. Как известно первое заявление советской стороны, вошедшее в историю под названием "ни войны, ни мира", содержало одновременно отказ от подписания мира и уведомление о полной демобилизации армии (Троцкий: "армию распускаем, а мир не подписываем"). Радикально укланяясь от неприемлемого большевики не только трансгрессировали представления международных дипломатов о переговорном процессе, но и создали себе реальные шансы для Мировой революции. Чем иным завершилось бы бесконтрольное продвижение германских войск на восток? К сожалению марксистский теоретический аппарат не был подготовлен к осмыслению этой перспективы и переговоры в конце концов завершились обычным миром. Однако в исторической перспективе значение этих переговоров огромно - подсознательно большевики поняли, что основу империалистической конфигурации общества составляет именно идеология выбора. Сама процедура выбора формирует подчиненное мышление, а не выбор той или иной "ложной" позиции. Как написали Делез/Гваттари: "Ложное сознание является истинным сознанием ложного движения."

9. В политической практике выбор диктует партийное объединение по принципу сходства - поиск сподвижников, близких по идеологическим и экзистенциальным ориентациям. Параноидальный поиск сходства раскручивает машину различия и исключения - отсюда частые внутренние расколы, разрывы, отмежевания и неспособность подлинно сплотиться. Эта тенденция была свойственна всем политическим и художественным объединениям всех эпох и приводила, в конце концов, к саморазрушению любых независимых политических и артистических инициатив. Подлинный онтологический и политический протест заключается в отказе от пароноидального выбора, в практике "одновременного выбора". Но в наличных социальных условиях отказ от выбора являет нашу устремленность к эксперименту к новой альтернативе.

10. Преодоление является единственным подлинным методом изменения социальных отношений. Разрушение не может не привести к деградации и последующему восстановлению говоря словами Маркса "всей прежней мерзости". История Октябрьской революции и СССР яркое тому свидетельство. Преодоление - это усложнение наличных социальных отношений до своего предела, надстраивание новых "этажей" общественной коммуникации. Кампания "против всех" использует демократическую систему выборов отказываясь от нее в ее же рамках - это и есть одно из выражений принципа преодоления (следующий этап как диалектическое отрицание предыдущего - приятие всех партий в избирательном списке и вне его).

11. Критика системы либеральной демократии не означает призывов возврата "назад" к тоталитарному обществу (в глубинном смысле вообще никакого возвращения не может быть в принципе), также не является протестом против капиталистического изобилия. Наоборот необходимо создать максимальное количество различий политических, теоретических, научных, потребительстких, необходимо наконец перейти капиталистический предел - мир должен обладать бесконечным количеством различий, не должно быть ни одного класса предметов похожих друг на друга. Только подобная трансгрессия позитивна. И в этом мире уже не будет человека, не будет выбирающей избирающей инстанции - вот горизонт будущего.

12. Наша главная задача заключается в том, чтобы направить власть саму на себя в пределах ей же самой установленных правил, руками самой этой власти произвести ее коллапс, самоубийство. Именно она сама должна себя ликвидировать. Конечно, не может быть никаких сомнений, что поставленная перед очевидным фактом своей некомпетентности и ненужности любая власть нарушит любые свои законы для того, чтобы сохранить свой статус, свое место, но насильственное уже чисто революционное изменение должно вступить в силу после выбрасывания властьимущих из зоны легитимности. Другими словами когда в обществе будут созданы такие социально-культурные условия, что кучка президентов, министров и олигархов будет всего лишь индивидуально фантазмировать свою нужность и влиятельность - вот тогда в силу вступит механизм чисто насильственного их устранения. Таких людей в каждой стране не больше нескольких тысяч, даже самая последняя парламентская проститутка не входит в их число. В тоже время это не значит, что в каждой стране есть какое-то точно определимое число властителей, которых достаточно теоретически выявить, "расшифровать" и физически ликвидировать (террористические иллюзии). Этот гипотетический "осадок" паразитов возможно выявить исключительно методом культурно-социальной переструктурации общества и только так. Проект "против всех" -- это только первый начальный этап того глобального изменения общества, которое состоится в ближайшие десятилетия. Любая же прямая оппозиция неминуемо войдет в дизъюнктивный синтез с наличной властью, составит с ней единый ансамбль. Мы должны избегать этой печальной перспективы.

13. Капиталистическая система - это общество перманентной борьбы ресурсов. Под ресурсами или Капиталом следует понимать прежде всего деньги (главный атрибут бизнесмена), возможность бюрократического контроля за информацией (атрибут государственного чиновника), общественную известность (атрибут культурного деятеля) и способность мобилизовывать значительные человеческие массы (атрибут политического деятеля). Ни эстетическая уникальность, ни этическая чистота не являются ресурсами при капитализме. В силу того, что капиталистические отношения регистрируют и дистрибутируют именно эти социальные атрибуты технологии подлинного сопротивления не имеют с ними ничего общего. Сущностно противостоят им утопическая идеология и прямое физическое насилие. Если физическое насилие - это единственная способность простых граждан при капитализме оказывать влияние на ход политических процессов, то вера в невозможное - это единственный шанс для фундаментальной трансформации общественных отношений. Утопия является Другим Капитала. Кампания "против всех партий" - современное выражение утопического мышления.

14. Существует один очень известный афоризм: "Народ заслуживает своего правителя". Этот афоризм достаточно объемно раскрывает суть любого государственного механизма. Он указывает на тот неоспоримый факт, что любая власть питается страхом простых граждан перед хаосом, который смогла эта же самая власть им внушить. Например в актуальной российской проблеме неплатежей существенно не то, что власть не может ее решить экономически (власть вообще никогда не решает никаких проблем, а всего лишь отодвигает их решение во времени, основная задача любой государственной власти - это перманентная отсрочка), существенно другое - сами граждане в страхе перед хаосом не переходят известных границ в своих требованиях. Ибо только массовое неподчинение рядовых членов общества - простых работников наемного труда - определяет пределы власти (сама власть не способна ограничивать себя ни в чем т.к. власть "ощущает" саму себя только при условии перманентного роста собственной "властности"). Поэтому предел эксплуатации может определить только бунтующая аффектированная человеческая масса. Массовые беспорядки, саботаж, забастовки, демонстрации и непосредственный террор против наиболее одизных представителей государства - вот что позволяет простому человеку завоевать себе частицу свободы. Молотком по мозгу и только так!

15. Протест против системы представительства создает условия для концептуализации нового социального проекта - общества без человека. Ведь что значит ставить под сомнение легитимность общественных представителей? Это ставить под сомнение само существование человека, ведь общественные представители не столько выражают анонимную власть, сколько являются квинтэссенцией человеческого в ней. Французскому мыслителю Клоссовски принадлежит удачная мысль, что казнь короля во время первой республики была одновременно казнью бога, физическим выражением атеизма новой эпохи Просвещения. Отказ от системы представительства - это казнь Человека.

ВОСЕМЬ АРГУМЕНТОВ "ПРОТИВ ВСЕХ"
Не наша задача отвечать на неразрешимые вопросы наличной власти, наша задача - поставить под сомнение саму эту власть, которая вырабатывает эти неразрешимые вопросы и находит в их решении свое оправдание и предназначение. Голосуя против всех мы подвергаем сомнению легитимность самой этой власти.

Проект "против всех", в принципе, не представляют собой никакого "ответа" на деградацию актуальной российской действительности, поскольку он не отвечает на актуальные вопросы, а отклоняет их, замещая собственными. Пока мы думаем и действуем исходя их ложных ориентиров не может быть решения подлинных проблем. Сами эти ложные ориентиры порождают ложные проблемы и ложные действия. Необходимо изменить угол зрения.

Отсутствие позитивной программы объясняется очень просто - любая позитивная программа сейчас просто невозможна так как она должна учитывать и отвечать на актуальные вопросы нынешней ситуации. Любая позитивная программа разъединяет сопротивление, негативная же сплачивает и дает возможность развития. Более того недостаток информации не позволяет сформулировать реалистичную позитивную программу. Позитивная программа - это прерогатива власти и только власти, наша же задача состоит исключительно в ее критике.

Социальные условия таковы здесь и сейчас, и образ нашего мышления - образ нашего мышления естественно зависит от социальных условий, - что мы не можем в данный момент помыслить никаких реальных альтернатив, и задача нашего типа мышления в том, чтобы расчистить поле для того, чтобы вообще могли быть помыслены какие-либо возможные альтернативы. Мы критикуем не для того, чтобы выстроить эти альтернативы, а чтобы расчистить сознание и социальность от тех перегородок, законов и запретов, которые мешают эти альтернативы помыслить.

"Демократия" не олицетворяется в тех или иных партиях или лидерах этих партий, но представляет из себя правила игры, объединяющие все существующие крупные партии. Наоборот, уже сам факт выбора на избирательных участках любой партии есть голосование за принцип демократии. Единственная исключающая возможность содержится в протесте против всех партий, которая дается обычно в конце избирательного списка. Но подлинный протест против принципа кастрирующего выбора (а любой выбор - это всегда кастрация) содержится в приятии всех существующих партий в списке и вне списка - это требование следующего этапа антиполитической борьбы.

Как реагировать на самый распространенный обывательский вопрос:"Вы против всех. Но что же вы предлагаете взамен?" Но именно после этого вопроса и возникают подлинные условия для возникновения этого "взамен". Человек задавший этот вопрос сам начнет думать что же может быть взамен и создает таким образом условия для формулирования и реализации альтернативы.

Чем опасно согласие с выборной процедурой? Соглашаясь выбирать, индивид приобретает синдром ответственности. Ведь принимая одно, он вынужден отказываться от другого, более того, само обладание первым становится возможным при отказе от второго. Субъект судорожно начинает сравнивать, сопоставлять, экзаменовать свои прошлые, настоящие и будущее интересы, превращаясь в социального параноика, который, что-то взяв однажды, вынужден отказываться от, может быть, в иных случаях более приемлемого чего-то другого.

И наконец всегда можно воспользоваться прекрасными словами Герберта Маркузе: "Если вам кажется, что наши положения звучат нереалистично, то это указывает не на их утопический характер, но на мощь тех сил, которые препятствуют их реализации."

К вопросу организации
У движения "против всех" нет и не может быть общих структур так как основной смысл этого движения заключается в возбуждении в обществе максимальной энергии самоорганизации и саморефлексии. Каждая независимо возникшая группа действует в своей среде и своем контексте, впрочем, это не сколько не отрицает существования параллельных связей между этими группами. Подобная организация ближе всего к идее ризоматической и номадической социальности сформулированной Делезом/Гваттари в книге "Тысяча плато", такой социальности, в которой не существует тотализующей централизации, "главных" магистралей истины и порядка, строго определенных "начальников" и "подчиненных".
Парадоксальным образом одним из первых практиков социальной ризоматики и номадизма был Нестор Махно - лидер анархического движения на Украине во время Гражданской войны. Махновская армия в годы гражданской войны была не только экстравагантным военным формированием со специфической идеологией анархизма, но и иной организацией управления. Постоянные перемещения с места на место, стремительные нападения, кратковременные неожиданные схватки, роспуск боевых соединений при неблагоприятных обстоятельствах и новый их сбор в том же составе через несколько сот километров - все эти методы степной партизанской войны ни что иное как пример ризоматически и номадически организованной социальности. Большевистское ругательное сравнение махновщины с плесенью на самом деле имеет глубокий положительный смысл. Махновщина - это действительно плесень, плесень где нет иерархических отношений, главного и второстепенного, целей и средств - все слито в единый механизм, главным критерием которого были естественность и народное анонимное творчество. Махновская армия и ее командиры были также первыми кто отбросил типичную армейскую репрезентацию - военную форму. Нарочито бутафорские наряды махновцев карнавализировали революцию, превращали ее в веселый спектакль. В этом смысле они предтечи 68 года.

Анатолий Осмоловский

Rambler's Top100

Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!