WWW.ANARH.RU



ТЕМА: БИВИС И БАТХЕД.
ГОВОРЯТ: ПОТАПОВА, ЦВЕТКОВ, КИРЕЕВ, "РУССКИЙ ДОМ".

Марина Потапова

ПАРНИ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

   Да, Бивис и Батхед – всего лишь герои популярных мультфильмов. Старперское сознание отказывается воспринимать популярные явления – ему милей герои занудных комиксов из непереведенных анархо-журналов. Для тех, кому этот подход ближе, сообщаем: отец-создатель Бивиса и Батхеда, Майкл Джадж, долгое время рисовал комиксы и писал статьи в угарнейший левый журнал TOUGN INTENTIONS ("Крутые намерения"). Журнал публиковал серьезные идеологические статьи вперемешку со всяким блефом про мифические тер.организации, собирал деньги для несуществующих героев- революционеров, сидящих в тюрьме, по-видимому держал связь с реальными заключенными-анархистами, призывал к бунту и сопротивлению во всем, начиная с посещения супермаркета, кончая …

   Героями комиксов Джаджа были муравьи из организации "Черный Слепень", наряжавшиеся в костюмы слепней и терроризировавшие быков, слонов и носорогов. Помимо прочего, Джадж сам был не прочь чего-нибудь подзорвать и будучи профессиональным физиком, изготавливал небольшие бомбы, которые неизвестно куда шли. Джадж терпеть не мог слюнтяев и словоблудов из околоанархической тусовки, о чем неоднократно писал в журнале. Группа, издающая "Крутые намерения" была, по-видимому немногочисленной. И когда кто-то там из них погиб, а кто-то круто сел на иглу, Джаджу все надоело и он написал о своем выходе за пределы "конформистского протеста". Он писал, что революция для него -- не пустой звук, и побеждать она должна повсеместно, а не в отдельно взятом подвале, поэтому он хочет идти в реальный мир и сводить его с ума. Года два о Джадже ничего не было слышно, потом появились Бивис и Батхед. Если каждый из нас, товарищи, сделает нечто, отчасти подобное, то от системы вскоре не останется ничего, кроме мусора.

   Существует немало личностей, согбенных под грузом собственного интеллекта, которые ненавидят простых американских парней, Бивиса и Батхеда за то, что те не в состоянии прочитать и фразы из Маркузе или Адорно. Ценности плоскожопых умников опрокинуты двумя телевизионными дебилами. Полстраны заговорило на переводном языке американских дебилов: "круто!", "ты чё, баклан?", "какое дерьмо!". Чья-то жизнь пошла коту под хвост. Что стоит весь архив самиздата начала девяностых перед возможностью что-нибудь взорвать, поджечь, куда-нибудь вписаться на халяву? Умельцы красиво попиздеть, разумеется, в панике: их разоблачили. Появился язык, на котором очень точно, одним словом, млжно охарактеризовать и их деятельность, и то, чем они, на самом деле, являются: "Полный отстой!" Подобный феномен описан в сказке Г.Х. Андерсена "Голый король", когда тупой младенец не выдержал и спизднул, что король голый, и ропот пошел по толпе.

   Бивис и Батхед только то и способны заметить, что король – голый. Из длинной нравоучительной речи очередного инструмента системы они услышат только одно слово: "Он сказал: прибор!" – и будут долго ржать. А больше ничего и не требуется. Пусть кто-то нудит, что нужно изучать врага, надо понимать его язык, -- два идиота одерживают победу, потому что у них нет мозгов, которые можно запудрить. Они знают, чего хотят, и идут туда, где им это в той или иной форме сулят. Система действует так: все обещает, заманивает, а потом начинает компостировать тебе мозги: ты должен сделать то, ты должен сделать это, у тебя обязанности, права, мы все надеемся на тебя, парень и все такое, и пока ты сообразишь, что к чему, они уведут и бабки и телок, а ты останешься чесать в затылке и рассуждать о гуманизме, феминизме, фетишизме, капитализме, экологии и социологии, а главное, тебе уже самому будет стыдно, что ты, засранец, чего-то хотел в то время, как кто-то убивает морских котиков и бомбит Сербию.

   Были разоблачители, типа Ролана Барта, описывавшие язык современных мифологий, но они развели такой дискурс, из которого сами не выбрались. Мифологии ассимилировали разоблачителей. Теперь телевидение разоблачает телевидение и повышает свой рейтинг. С Бивисом и Батхедом однажды произошла такая история: по эМТиВи шел отстой, Бивис и Батхед переключили канал и увидели, как в программе "Великие люди Америки" Франклин пытается поймать молнию ключом. Он перекидывает ключ через ветку большого дерева. Когда начинается гроза, молния бьет прямо в ключ – дерево загорается. "Круто!" -- вопят дебилы. Они видят в окне точно такое же дерево, тучи и молнию, хватают ключ и карабкаются на дерево. Бивис держит ключ в руке, стоит на плечах Батхеда. Молния, разумеется, тут же поражает обоих. Бивис и Батхед в больнице, врачи никак не могут обнаружить мозговой активности, особенно у Бивиса. Приходит телевизионный корреспондент и, пытаясь состряпать скандал, выспрашивает, из каких кошмаров ребята почерпнули идею с молнией. И тут выясняется про "Великие люди Америки" – экая хуйня. Бивис и Батхед в больнице смотрят телевизор, репортаж про них. Знакомая тетка корреспондент рассказывает, что подростки видят много жестокости по телевизору, двое ребят, насмотревшись клипов эМТиВи … короче, понятно.

   Пора понять: болтовней не победишь болтовню. Новые герои, Бивис и Батхед, открывают метод радикального непонимания дискурсов, благодаря чему уделывают Америку. Находясь на экскурсии в Белом Доме, они пристают к Челси Клинтон, случайно звонят министру обороны, "какие будут указания?" приказывают поднять все самолеты, за ними гонится ФБР – они ведут себя настолько дебильно, непредсказуемо, что поймать их не удается. Все хуйня, все нипочем. Они не протестуют – они динамят. Их берут на работу обзванивать потенциальных клиентов и предлагать им журналы, вместо этого Бивис звонит знакомому ветерану войны и предлагает оружие по смехотворной цене. Ветеран соглашается, -- Бивису ставят плюсик, что он что-то продал. Батхед в это время пытается снять по телефону первую попавшуюся телку. Их, конечно, выставляют за дверь со скандалом, но угар-то был. Именно так следует обходиться с мелкими тиранами: легко и бесстрашно. Бивис и Батхед не революционеры-шестидесятники, им не вобьешь в голову, что профсоюзы и советы – это круто – обыкновенный старперский отстой! Ни бабок, ни телок, ни угара. Скажете: буржуазные ценности? – отстой! Ваши слова – отстой, потому что когда-то вам объяснили, что есть буржуазные ценности, и искренность побуждений вам кажется неприличием. Для Бивиса и Батхеда так вопрос не стоит, их так легко не проведешь. "Он сказал не стоит! Хе-хе-хе!"

   Парни прямого действия учат: можно просто пялиться в телевизор, потому что это крутой галлюциноген. Дурной клип – плохой трип. Можно пойти погулять, найти дохлую кошку и попытаться сдать ее в меховой магазин. Можно прокатиться на машине, раскатывающей асфальт и разъебать полгорода, можно зайти поссать в церковь, в исповедальные кабинки, можно приклеить бороду резиновым клеем и с этой хуйней на лице попытаться снять пару совершеннолетних телок, можно даже опрокинуть уличный сортир перед концертным залом, в который не пустили. Жить надо весело. Главная заповедь: не будь отстен. А разве не так должен вести себя настоящий панк? Даже имена у Бивиса и Батхеда панковские: Бивис – в переводе что-то типа бобра, на ихнем тюремном жаргоне это означает "вонючие волосы", Батхед – переводится как голова-задница. Бивис и Батхед себя панками не называют, они не интересуются культурным наследием пап и мам, у них учитель-хиппи, зачем им путаться со всем этим хламом. Тем не менее, они – те, кто должны панков вразумить. Сейчас, когда буржуи понаделали рок-магазинов, где продаются одежды "в стиле панк", когда позабыли, что панк-рок – это принцип (выучи три аккорда и создавай свою группу), а не музыкальный стиль, когда весь панковский угар пытаются причесать под симпатичное ностальгическое ретро, именно сейчас должны явиться миру хулиганы, дебилы, которые на любое способны, которые любят чипсы, взрывы, огонь, дерьмо, трупы, маструбацию, раздавленных жуков (не потому, что больные-извращенцы, а потому что это круто, это тебе не тонким перышком писать буквы разные в тетрадь учат в школе). Бивис и Батхед – следующее звено эволюции. Как бабочки возле чадящих заводских труб мутируют и меняют окраску, так и Бивис с Батхедом, идеально приспособлены к новой среде, (ничто их не беспокоит). Они все с удовольствием разрушают, нет ни страданий, ни ломок, ни ожесточения. Именно такие люди способны совершить истинно анархическую революцию, то есть разъебать компрадорский капитализм и угореть на останках, ничего помимо этого не желая.

 

Алексей Цветков

ПОДОЗРИТЕЛЬНАЯ ПАРА

   -- Батхед, смотри, Медведь – Для хорошего клипа, пельмень, одного медведя не достаточно – А, ну да, для крутого клипа нужно, чтобы медведь как следует нагадил.

   Совершенно случайно мультик показан накануне парламентских выборов в России, где пропрезидентское движение "Медведь" заняло второе место. Речь идет действительно о случайности, которая всегда помогает и ведет по жизни эту подозрительную пару.

   Год назад мне уже приходилось писать о двух мультипликационных героях-социопатах на одном радикальном сайте, когда в самом начале премьерства Степашина их убрали из эфира, мотивируя это тем, что начинаются школьные каникулы, и дети теперь будут только тупеть и тупеть, следя за похождениями Бивиса и Батхеда. Получалось, что школьные занятия уравновешивали вредное излучение двух маленьких монстров. Тогда я пошутил, что подозрительная пара обязательно к концу лета вернется к детям, а вот Степашина как премьера к тому времени уже может и не быть. Поразительно, но так оно и случилось. Потом я понял, что совпадения – их профессия, настолько они многозначительны.

    "Общая газета" однажды опубликовала статью про них, из которой выходило, что российские подростки, насмотревшись сериала, возненавидят Америку и все, как один, повступают в РНЕ. Странная, право, логика у наших либералов, как будто возненавидевший Америку, а точнее, США, а еще точнее – официальную сторону этой цивилизации, только и может, что вступить в РНЕ. Но доля правды в той статье была. Действительно, насколько я могу судить, среди взрослых (совершеннолетних) поклонников подозрительной пары больше всего людей, сочувствующих или состоящих в тех или иных радикальных организациях, как ультралевой, так и ультраправой направленности. Здесь важно, чтобы сторонники крутых перемен ассоциировали себя с авторами, сценаристами, создателями сериала, а не напрямую с его героями. Замечено так же, что на их родине, в стране больших возможностей, школьники, расстреливающие своих одноклассников и учителей (таких случаев за последние три года было больше сорока), все как один фанатики мультика. Один из тестов для приема тамошних подростков на перспективную офисную работу так прямо и сформулирован: "хотели бы вы быть Бивисом и Батхедом, если да, то в какой истории?" Именно из-за непонимания всей глубины и символизма этих двух молодцов российскому МТV так ни разу и не удалось воспроизвести их ментальность вне мультика, то есть в студии "12 зрителей" или на концертных площадках, где появлялись гигантские паралоновые куклы, похожие на мультгероев внешне, но что-то мычащие, не вовремя хамящие и вообще никак не попадающие в происходящее.

   За что я люблю Бивиса и Батхеда? Точнее тех, кто их выдумывает. За говорящие, как в русских сказках, имена. Батхед – "головожопый", не здесь ли великий писатель современности Пелевин отыскал себе для последнего романа пресловутую "ротожопу", служащую по-Пелевину главным принципом общества потребления, основным массовым инстинктом позднего капитализма.

   За точную и язвительную критику формальной функции профсоюзов в серии "Забастовка". – До каких пор вы собираетесь бастовать? – интересуется журналист. – Пока не сдохнем – истерично вопит Бивис с кривым картонным лозунгом на груди, но тут появляется босс: "чтобы через две минуты вы были на своих местах". – Ну, короче, нам работать пора, а то у нас будут неприятности – заканчивает Бивис прерванное владельцем забегаловки интервью. За правильное, в духе франкфуртской школы, объяснение привлекательности любых спецслужб и силовых ведомств: "но ведь форма дает нам право всех доставать и даже потрогать буфера у той телки". За марксистское отношение к проблеме разделения труда: "мы не хотим выбирать будущую работу, они все здесь сидят по каким-то полкам". Бивис и Батхед соглашаются "выбирать профессию", только узнав, что такой "выбор" освобождает их от другой социализирующей зависимости – обучения в школе. Они печатают деньги на ксероксе, разгадав страшную тайну американского государства: доллар как валюта ничем не обеспечен, кроме всеобщего международного ужаса перед военными возможностями США. У них симпатичное мне "бессознательное", оторвав на халяву трактор, они опять же совершенно случайно выдавливают стальными гусеницами на газоне перед школой международный значок "анархии". Кстати, по ходу дела, давно пора признаться, что это "А" в круге есть ничто иное, как масонский циркуль, уместившийся в проведенной им окружности, древний символ победы революционного заговора на всей планете, подхваченный французскими гошистами конца 60-ых, а после уже и панками. Они, как и положено радикальным молодым людям, презирают пацифиста-феминиста учителя, поющего детям песни про чайку-лесбиянку, а если надо, умело пользуются его инфантильностью и корректностью в своих злостных целях. Особенно хорош полуторачасовой (на кассете) фильм про "уделывание Америки" этими искренними и пассионарными пацанами. Вот что надо на каникулах российским детям показывать, а не запрещать. Ведь Бивис и Батхед это то немногое, за что мы все еще любим Америку, лучшее, что там сейчас есть, за исключением разве что Пэлтиера, Мэнсона и Мумии Абу Джамала, томящихся в тюрьмах.

 

Олег Киреев

СПОНТАННЫЙ НИГИЛИЗМ

   Фильмы про Бивиса и Баттхеда уже стали самым любимым телезрелищем для множества людей – единственное, что остается на телевидении от свободных, ироничных и постмодернистских 90х, в то время как ТВ-Центр, ОРТ и канал "Культура" уже давно переполнены какими-то невменяемыми серьезными дегенератами. Мы думали, что основную опасность представляют ироничные постмодернисты, а серьезные дегенераты возвращают нас в глухое, доироничное, почти брежневское время.

    Наивный теоретик недавнего прошлого увидит в Бивисе и Баттхеде, прежде всего, массовую культуру. Неожиданный пример массовой культуры – он в высшей степени критичен относительно собственных потребителей. Бивис и Баттхед – это те самые тинейджеры, которые наполняют сегодняшние клубы и звонят на то же MTV, заказывая песенки ведущей Лике. Возможно, они и есть образ постперестроечного поколения. "Какой же ты тупой, пельмень. Не знаешь, что пиво сначала надо как следует взболтать. Я это понимаю, сладкая жизнь и все такое". Разве не эти тинейджеры учатся сексу по американским фильмам? Не они недавно расстреливали толпы отличников-одноклассников в Америке?

   Отлично, они не комплексуют и не рефлектируют. Бивис и Баттхед манифестируют культуру крайнего и спонтанного нигилизма; они игнорируют тупой вопрос "А что вы предлагаете взамен?" Они ненавидят школу и они не пойдут работать ("А то станем такими, как этот кретин"). Они заняли место аутсайдеров, этот выбор не мотивирован никаким тупым пафосом, героизмом, сопротивлением, риторикой. Их учитель-хиппи принадлежит умирающему веку, как и вся современная культура (прежде всего, культура сопротивления), направленная в прошлое (историография, анализ, развитие, извлечение уроков). Их злоба направлена, прежде всего, против тех ценностей, которые весь двадцатый век "предлагал взамен". И на бесконечное тиражирование историй о Добре и Морали (во имя которых славные американские парни мочат и гасят грязных арабов, сербов и вьетнамцев) можно ответить только апологией тяжелой порнографии и всяческого скотства. Возможно, в начале следующего века они предложат взамен что-то позитивное, но эта позитивность будет заключаться не в программах и идеях, а в спонтанном действии, возможно, они дорастут до чипсов и телок, возможно, они смогут стать серьезными противниками возвращающихся серьезных дегенератов.

 

Мнение журнала "Русский Дом":

   Например, Beavis & BattHead по ТВ. Два ненормальных "героя" мультфильма для подростков знают только четыре слова: "круто, баклан, типа, пельмень". Большинство подростков обожают этих двух совершенно тупых существ. Мне кажется, что это происходит оттого, что нам в голову вбили – это оригинально, "круто", современно. Каждый "тинейджер" хочет быть стильным. По западным (американским) меркам, ты "супер", если смотришь подобные передачи, выглядишь по-дурацки, говоришь соответственно. Девиз молодежи: чем тупее – тем круче, чем дурнее – тем моднее.

Rambler's Top100