WWW.ANARH.RU


БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ
“УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА”, 1996

   Фильм, презрительно оцененный большинством критиков как набор сексуальных фантазмов классика европейского кино (который и раньше много выступал "по этой линии"), заслуживает более уважительного отношения. Здесь играет роль не столько схематичность, действительно, не очень удачно придуманного сюжета (в котором желания героини Лив Тайлер потерять невинность и найти отца долго не удовлетворяются, а потом, наконец, удовлетворяются), сколько все остальное - т.е. сам Бертолуччи. Его лучшие фильмы всегда не столько рассказывали чью-то личную историю, сколько показывали историю общества. Подобно годаровским, его персонажи выстроены по правилам не столько лирического, сколько социологического дискурса, "превращающего персонажей в социальные типы, вписывающего их в стереотипные модели поведения и, соотвественно, лишающего их той иллюзорной "личностности", индивидуальности, которая лежит в основе большинства фильмов" (Франсуа Альбера). С точки зрения этой интерпретации, частная история дефлорации предстает этюдом на тему социологии сексуальности в Европе, точнее - в наиболее прогрессивной среде интеллектуалов поколения 1968-го года. Впрочем, даже социологические размышления не должны помешать зрителю просто наслаждаться исключительным качеством операторской работы и отдельных режиссерских решений.

О.К.

Rambler's Top100