WWW.ANARH.RU



ТРИ МЕДИТАЦИИ О САДОМАЗОХИЗМЕ

       Адекватное название событийного ряда, выстроившегося вслед за так называемымс "терактами" в Нью-Йорке и Вашингтоне, очевидно (хотя, конечно, оч-чень далеко не все его звенья видны очам в буквальном смысле). Это - афера.

       Афера [<фр. affaire дело] - темное дело, жульническое предприятие (Словарь иностр. слов. М.: 1955, с. 87).

       И вот почему - размышление в некоторой последовательности.

       Первое. Еще Наполеон Бонапарт подметил (и использовал, как надо - по назначению), что критически осмысливать информацию в состоянии только процентов десять людей, а прочий "пипл" просто "хавает" ее. Потом разные социологи только уточняли доли процентов в этой картинке, попутно вычислив, что порождать информацию ("творить") способны лишь 0,1, если не 0,01% от человечества.

       Распоряжаться таким хозяйством, благоразумно учитывая всяческие расовые, религиозные, экономические и прочие различия, можно как справа налево и слева направо (в политическом измерении), так и сверху вниз и снизу вверх (в религиозном или экономическом измерениях), а также в любой иной системе координат, будь она создана и вброшена в человеческий рынок.

       К сему такая, в общем, одна из множества иллюстраций: с криком "Дурят нашего брата!" он бросился прикрыть грудью одного демагога от пули другого демагога.

       Второе. Поскольку народ к внушению в основном всегда готов, проблема организации сеансов внушения состоит по преимуществу в том, чтобы выстроить их в некую последовательность, ведущую от успеха к успеху. В данном случае это означает: периодически ошарашивать линейную логику "кирпичей" нелинейной логикой "строителей".

       Типа (опять типа иллюстрация) - если афера производится на индивидуальном уровне: "Это был такой солидный господин, он так искренне говорил, он обещал все устроить наилучшим образом и в кратчайшие сроки, я никак не могла подумать, что..." и т.д. На государственном уровне действует та же схема. Именно она отрабатывается в противопоставлении "цивилизованного" мира "нецивилизованному". Мол, разве можно верить грязному и вонючему талибу (то же и с чеченцами), когда есть вылощенный проктером и вышколенный гэмблом американец?

       (И кстати, абсолютно прав в своем благородном негодовании самый честный человек в России - Ястржембский, когда отвергает даже самое предположение о причастности ЦРУ к пресловутым взрывам. Наверняка связь между придумщиками и продельщиками там сильно покруче. Что-нибудь, предположим, вроде туманных намеков Ивана Карамазова и ясной понятливости Смердякова.)

       При этом тот момент, что системы морали условны, а нравственность не имеет никакого отношения ни к количеству, ни к качеству прокладок и дезодорантов, естественно, не афишируется. Потому что нравственностью удобнее всего спекулировать, оборачивая ситуацию так, что именно ты - и никто другой - ее защитник. "Бескорыстные" стимулы действуют на массу сильнее, чем "корыстные".

       Третье. Комплекс взаимоотношений обманщика и обманутого тяготеет к гораздо более сильному комплексу взаимоотношений палача и жертвы, т.е. в итоге - к садомазохистскому комплексу. Это фундаментальная штука, куда более фундаментальная, чем все эти фашизмы и тоталитаризмы, которыми пугают либералы и демократы, которым, в свою, очередь, тоже никуда от этого комплекса не убежать. И об него же всегда будет спотыкаться анархизм, какие бы благородные (в принципе) истины он не провозглашал. Это проблема ответственности: взять ее на себя - или переложить на другого. И чего уж здесь категорически не хотят делать - так это брать на себя ответственность за перекладывание ответственности (знаменитая отмазка: "Я только выполнял приказ!").

       Иллюстрация напрашивается сама: сейчас идет поиск того, на кого можно было бы повесить вину за катастрофу над Черным морем Ту-154. "Независимая газета" (от 6.10.01) пишет: "Версия теракта в этом контексте представляется наиболее вероятной". Сложности с точностью определения, по-видимому, только в том, что теперь к готовой всеобъяснительной версии "чеченского следа" добавился еще и "талибский".

       А вот почему американские доброжелатели решили приплести к делу украинцев, об этом лучше всего поинтересоваться в ихнем ведомстве, где они распределяют ответственность между разными прочими. Однако в любом случае, если уж приплели, то из высших, безусловно, соображений.

       Высшими же нравственными соображениями объясняют штатники необходимость карательной операции в Афганистане - спасением цивилизованного мира от международного терроризма. Если короче и проще, то - "спасением" фетиша от жупела.

       "Невзирая на эти могущественные силы, противостоящие демократии, перспективу дальнейшего развития фундаментальной демократизации нельзя считать совершенно безнадежной" (Карл Манхейм, "Человек и общество в эпоху преобразования", 1934 г.). Смешно.

       Античная демократия вся сидела на рабстве - в масштабах Аттики. Нынешняя демократия хочет того же - только в мировом масштабе.

Андрей Мадисон

Rambler's Top100